Весь ХХ век пионоводы, пиономаны, пионофилы, пионодиссиденты и прочая свита его Всемилостивейшего Государя Пиона провела в великой битве за создание по-настоящему желтых сортов. И на фоне этой битвы арьергардные селекционные бои остались вне поля зрения. В частности, любители-цветоводы так до конца не осознали еще одно большое достижение – появление сорта с еще одним цветом, который лежит вне классической триады – розового, белого и красного цветов. Речь идет о сорте May lilac, о котором нет упоминаний в двух основных книгах для пионоводов нашей страны – книгах Ларисы Павловой и Владимира Дуброва с одним и тем же названием «Пионы». Не буду дальше интриговать, этот сорт однозначно лилового цвета.
Сорт May lilac был принят благожелательно цветочной общественностью. И с ним на смотринах приключилась та же история, которая повторялась и будет повторяться, пока существует человек. Ее можно выразить одной фразой капитана Блада: «Как корабль назовешь, так он и поплывет». Сорт изначально был описан, как лавандово-сиреневый яркого оттенка. Таких двойных описаний – великое множество. В случае двойных описаний люди обычно представляют каждый цвет по отдельности, потом мысленно пытаются свести вместе оба цвета и лишь затем соглашаются или не соглашаются – да, пожалуй, такой оттенок присутствует в цветке. Но если мы с Вами возьмем классическую колористическую шкалу и посмотрим, где же располагаются эти непонятно-прекрасные лавандовый и сиреневый цвета, то обнаружим, что находятся они поблизости, и между ними аккуратно примостился классический лиловый цвет. Так что, цвет May lilac логичнее было бы назвать лиловым. А это значит, что в 1950 году легендарный Артур Сандерс вывел сорт с принципиально иным цветом, которого не было до той поры.
Признаемся, у Артура Сандерса с его непререкаемых авторитетом были все шансы продвинуть свое детище. Для этого ему было бы достаточно сказать пару «правильных» слов, которые затем подхватили бы специалисты и любители. Но эти слова сказаны не были, и вообще сорт не входил в число любимых его сортов. Артур Сандерс обратил внимание коллег на другие обстоятельства создания сорта: это был гибрид пиона молочноцветкового и крупнолистного. От последнего родителя он унаследовал яркую крупную листву. Огромные цветки имеют форму чаши. Несмотря на отсутствие боковые бутонов, куст держит одновременно раскрытыми несколько десятков цветков, что создает сказочно красивую картину.